В Южной Корее этот день зарегистрировано три случая COVID-19
Опубликованно 06.05.2020 00:20
МОСКВА, 5 мая - РИА Новости. Радиоигры, осуществляемые органами государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне, свел на нет работу немецкой разведки против СССР и стала очень большой вклад в победу, рассказал РИА Новости историк российских спецслужб, автор многочисленных статей и книг по рентгенограмме Владимир Макаров.
Под radiogra означает использование радиосвязи для введения в заблуждение разведки противника. Семьдесят пять лет назад, 5 мая 1945 года, закончилась radiogra "Березино" - один из самых известных radioigr проведена внутренняя разведка против разведки Третьего Рейха. По сути, он подвел итоги более чем 180 radioigr, который был осуществлен сотрудниками НКВД-КГБ и военная контрразведка СМЕРШ в годы войны.
"Деза" для нацистов
Радио игры появились во времена Первой мировой войны, об их первой, видимо, была использована в поле зрения немецких спецслужб в борьбе против британских коммандос, которые были брошены в Голландии, Бельгии и Франции, заявил Макаров.\'
"Советские спецслужбы после начала Великой Отечественной войны очень быстро переняли практику radioigr. По данным исторических источников известно, что первый radiogra с целью дезинформации противника была проведена Особым отделом Юго-Западного фронта в сентябре 1941 года", - сказал историк.
Но широкое распространение радиоигры с немецкой разведкой, полученные после весны 1942 года, спецслужбы Третьего Рейха стали в массовом порядке бросать в советский тыл агентов-парашютистов с радиостанциями, говорит эксперт.
По сути, главный период истории radioigr проведенных советскими спецслужбами, считает от 25 апреля 1942 года, когда народный комиссар внутренних дел Лаврентий Берия подал на имя председателя Государственного комитета обороны Сталина меморандум о задержанных весной этого года немецкие агенты с рациями, сказал Макаров.
"НКВД СССР считает, что захваченные немецкие радиостанции можно использовать в интересах Главного Командования Красной армии для дезинформации противника в отношении дислокации и перегруппировок частей Красной армии", - говорится в записке.
Разрешение на это было получено, и дальше дезу материалов в РЕН ... НКВД-НКГБ и создан в 1943 году, военная контрразведка СМЕРШ целенаправленно, адресованное немецкому военному командованию.
Владимир Макаров рассказал, каковы были предпосылки для успешной radioigr советскими спецслужбами. "В отличие от radioigr, которые проводили немцы, мы проводили централизованно, с участием Генерального штаба. В нашем штате работала отдельная группа, которая готовит материалы деза. И работали лучшие советские Генштаба", - сказал историк.
Каждый radiogra очень тщательно готовятся, добавил он.\'
"Большинство агентов-радистов, которые были оставлены немцами на Советской земле, попал в органы нашей контрразведки добровольно сдался в плен, желая искупить вину перед страной. Конечно, прежде чем начать следующий радиоигра, эти люди прошли тщательный осмотр. В дело сразу же вступил еще один огромный механизм, который позволил ему увидеть, насколько искренни эти агенты", - сказал историк.
Кроме того, надо было понять, что радисты условные сигналы, которые должны транслировать своих немецких "хозяев" в случае перевербовки советскими спецслужбами.
"Еще осенью 1942 года НКВД был подготовлен первый проект пользователя от территориальной и военной контрразведки. Согласно одной из точек пользователя, необходимо знать, какие агент сигналы работают под контролем советских органов безопасности. Это все было прописано подробно, как "Отче наш", - сказал Макаров.
Также, по его словам, кроме сотрудников НКВД-НКГБ и СМЕРШ, которые работали с задержанными и перевербованных радистов, каждый проветривание контролируется и рентгеноконтрастные.
"В случае успешного radiogra агентов к уголовной ответственности не только не участвовал, и часто бывают вознаграждены", - сказал историк.
Маскировка для надежности
"Для того, чтобы прошла дезинформация и свести к минимуму вероятность выхода из строя конкретного радиоигры, были маскировочные мероприятия", - сказал Макаров. Это было сделано для того, чтобы возможных немецких агентов в советский тыл было бы прямо или косвенно подтвердить "достоверную" информацию получила от немецкой разведки от КГБ СССР.
Например, в направлении основной ударной армии в определенный период можно определить, где концентрируются войска. "Но Москва была центром всех железных дорог в СССР. И, как в Московской области, немцы бросили их агентов-разведчиков, на кольцевой дороге в столице разрешено поездов от платформы замаскированный техники, боеприпасов, чтобы показать, что где-то готовится наступление советских войск. Построен и манекен для хранения боеприпасов, оружия, техники", - сказал Макаров.\'
"Такой любопытный момент. Немцы выследили и перемещения высших руководителей Красной Армии, командующие фронтами, например, Георгий Жуков. Понятно, что где специальный поезд будет покидать штаб-квартира Жуков, они должны ожидать удара советских войск. Немцы сообщили, что в штабе Жукова осталось там и тогда. На самом деле, конечно, он был в другом месте", - сказал историк.
С радио игры удалось предотвратить массированный налет на Москву бомбардировщиков Люфтваффе, который был спланирован нацистами на 22 июня 1942 года, в первую годовщину их нападения на Советский Союз.
"Во время знаменитого радиоигры "Монастырь-Курьеры" были переданы немцам, что ПВО Москвы резко выросла в район столицы в несколько полков истребителей, часть зенитной артиллерией, прожекторами, аэростатами. Немцы отказались от планов сделать рейд", - сказал Макаров.
"Немецкая разведка в РЕН ... дезинформировали, например о мощи советских танковых заводов. В зависимости от ситуации или преуменьшать, или, наоборот, преувеличивать объемы производимого оборудования", - отметил эксперт.
Радио игры были использованы для противодействия немецкой разведки в тылу Красной Армии - в частности, чтобы сорвать попытки организовать националистические выступления в различных регионах СССР и пресечь диверсии на железных дорогах. "Например, было очень важно защитить железнодорожное сообщение в Мурманской и Архангельской областей, которая была техника, которая по ленд-лизу поставлялись союзникам СССР", - сказал Макаров.
И для большей надежности, для укрепления немецких спецслужб в ее мысли о преимуществе над советской спецслужбы, прежде всего КГБ использовал специальный прием некоторых radiogra, демонстрируя свою якобы некомпетентность.
"Был такой термин - "под знаком неудачи." В этих рентгенограмме было грубо, топорная работа советских органов безопасности, которые могут "видеть сквозь". В самом деле, советские спецслужбы, которые сделали то же для передачи дезинформации", - сказал Макаров.
Истинное искусство
Radioigr тактика эволюционировали в ходе войны, - отметил эксперт.
После того, как Красная армия в 1944 году освободила территорию СССР и двинулись на Запад, радио игры все больше используются для поддержки наступательной операции советских войск.
"Например, во время Будапештской наступательной в Венгрии в начале 1945 года. Туда пришли войска 3-го Украинского фронта. За разгром вермахта, которые прорвались в Будапешт, чтобы помочь окружающей среде в венгерской столице отряды нацистов, Управления контрразведки СМЕРШ 3-го Украинского фронта была радиоигра под названием "связи", - сказал Макаров.\'
"Немцы считали дезинформацией, данных им в ходе радиоигры, и удален от основных значительную прочность. Это позволило нашим войскам ликвидировать прорыв фашистов", - сказал историк.
В целом, по его словам, радио игры позволили советскому командованию в проведении дезинформационных мероприятий по широкому кругу проблем, с которыми столкнулась Красная Армия. Результат radioigr противник успешно ввел в заблуждение не только о дислокации отдельных батальонов и полков и армий, - сказал Макаров.
Немецкие спецслужбы не смогли предоставить достоверную информацию о планах вермахта Красной Армии, о дислокации ее частей. В итоге удалось спасти жизнь не то, что десятки и сотни тысяч наших солдат и офицеров, добавил он.\'
"Немцы также не удалось разрушить советский тыл. Наши органы государственной безопасности были очищены тысячи немецких диверсантов, а также десятки тысяч единиц оружия, взрывчатки и боеприпасов не сгорел и взорвался в советском тылу", - сказал Макаров. Кроме того, используя radioigr попытки были остановлены немецкой разведкой покушения на руководителей Советского государства.
По его словам, в радио игры была еще одна особенность - все они были подготовлены и проведены советскими спецслужбами творчески. "Здесь картины не были хорошими. И поэтому мы можем справедливо сказать, что радио игры советских органов госбезопасности были подлинными примеры оперативного искусства. А с учетом влияния их результатов на успех нашей армии мы говорим об искусстве военного руководства", - сказал Макаров.
"Можно сказать, что советскими спецслужбами во время radioigr наголову разбил врага. По сути, большая машина немецкой разведки работал зря. И потому, что огромный вклад в победу над организаторами и участниками этих radioigr", - сказал историк.
"Блаженное неведение" Отто Скорцени
С середины 1943 года, после Курской битвы инициатива на советско-германском фронте окончательно перешла к Красной Армии. В этой связи немецкие спецслужбы получили задание активизировать разведывательно-диверсионную работу на фронте и в советском тылу.
Органы государственной безопасности СССР не мог не только своевременно раскрыть эти планы, а также нанести ответный удар, примером такой работы был radiogra "Березино", запущенный летом 1944 года, - сказал Макаров.
Она думала, что из ниоткуда, и был логическим продолжением большой радиоигры "Монастырь-Курьеры", которые в 1941 года возглавил 4-го Управления НКВД-НКГБ СССР. Тогда чекисты были доведены до сведения немецкой разведки о якобы присутствии в Московской подпольной монархической организации под названием "трон".Главный герой операции был опытный и надежный агент советских спецслужб Александр Демьянов, что немецкая разведка считала, как мой надежный помощник.
В 1944 году, Демьянов, по данным оперативного плана игры, был направлен в только что освобожденном от фашистов, Минск, якобы для того, чтобы служить в одной из воинских частей. Вскоре от него, а также из других агентов НКГБ и СМЕРШ сообщили роуминг в лесах Беларуси разрозненные группы немцев, стремясь прорвать линию фронта. Материалы радиоперехвата свидетельствуют о стремлении германского командования оказывать им всяческое содействие на выезд из Российской тыла одновременно использовать в интересах проведения подрывной деятельности в ближайшем тылу Красной Армии.
На этом было решено играть. Дерзкий план новой операции было легендировать перед немецкой разведки, якобы, присутствия крупных немецких воинских частей, которые скрывались в лесах Беларуси и пытается установить связь с командованием вермахта.
Демьянов передал немцам, что случайно вступил в контакт с пришла в Беларусь окружили военные части численностью около 2 тысяч человек. Демьянов сообщил, что эта часть в остро нуждаются в продуктах питания, одежде, а главное, оружия и боеприпасов, и его продвижение затруднено из-за большого количества раненых.
Роль командира немецкой части, расположенной в небольшом городке Березино чуть более ста километрах от Минска, пели, взятые из лагеря офицеров военнопленных, бывший командир полка, Scherhorn подполковник Герхард.
На месте операции в Беларуси группа выдающихся советских разведчиков, сотрудников 4-го управления Наркомата госбезопасности СССР. В состав группы вошли ее руководитель Наум Эйтингон, разработчик операции Маклерского Сидор, Яков Серебрянский, Георгий Мордвинов, Вильяма Фишера (позже вошедшего в историю разведки под именем Рудольфа Абеля).
Кроме того, сотрудники 4-го Управления НКГБ выбранного в "части Шерборн" прошли обучение, чтобы быть как солдаты Вермахта, включая базовую подготовку по немецкому языку. Но "Шернборна" было сформировано три группы из числа сотрудников спецназа КГБ - они должны были встретиться, прибывающих агентов-парашютистов.
Интересно, что для того, чтобы обеспечить существование "часть Шерборн" в район проникли десантники из спецподразделения, которым командовал "шпионом номер один" Третьего рейха Отто Скорцени. Но эти "гости", как и другие агенты немецкой разведки направлены в помощь Шерборн, удалось обезвредить.\'
"Советский несколько раз КГБ во время войны, "скрестили шпаги" со Скорцени и его люди, и всегда успешно. Сам Скорцени, судя по его воспоминаниям, до конца своей жизни оставалась в блаженном неведении о том, что "виртуальный поход" Шернборна и деталей в советский тыл было на самом деле блестяще воплотили операция советских спецслужб", - сказал Макаров.
В конце концов, чекисты гнали немецкой разведки за нос до конца войны. Первого мая 1945 года немцы передали Шерборн телеграмму, в которой сообщалось о самоубийстве Гитлера. "Это была советская секретная полиция была одним из первых косвенных доказательств того, что Гитлер действительно мертв", - сказал Макаров.
А 5 мая 1945 года немецкая разведка послала в последнюю телеграмму в адрес Шерборн. "Превосходство вражеских сил побежденной Германии... с тяжелым сердцем мы должны перестать помогать вам", - говорится в сообщении. Итак, сами нацисты поставили точку в истории radioigr, в котором советские спецслужбы завоевал безусловный триумф.
Категория: Новости